Материалы

Ох уж эти стили танго

Автор - Наталья Орлова. О стилях аргентинского танго: танго милонгеро (танго апиладо), танго салон, танго орижеро, медиа корте элеганте, танго нуэво, сценическое танго.

Если вы видите стройную изящную пару, которая делает хиро на четвертой скорости, 12 очос вперёд за два бита, потом 100500 взаимных ганчо в секунду, а потом барышня птицей в небо и змеёй об пол – это стиль Антонио Тодаро. tangopunk

Можно говорить о стиле танцора, отличившегося персональной фишкой, или такого-то района Буэнос-Айреса таких-то годов, хоть и с оглядкой («стиль Villa Urquiza – исторический факт или коммерческий брэнд?»)

Однако в практическом лексиконе закрепились три обозначения: танго милонгеро, танго салон, танго нуэво. Вспоминают о них в основном тогда, когда сталкиваются с чем-то для себя технически непривычным или эстетически неблизким: я-де милонгеро, ты – нуэвщик, и наоборот.

Рассмотрим каждое из направлений в самом характерном виде… и вздохнем с облегчением, ибо границы между ними размыты, как между цветами радуги. А сочетания личного опыта и предпочтений в каждой конкретной паре дают самые разные оттенки. 

Танго милонгеро – tango milonguero

Мы склонны верить обоим уважаемым портеньос, как называют себя коренные обитатели Буэнос-Айреса (от испанского puerto – порт).

Орасио «El Pebete» Годой учит, что для стиля милонгеро характерно полностью закрытое объятие – грудь в грудь, так что и бумажка не выпадет, зажатая между корпусами. Танцоры отдают друг другу часть веса, как если бы стояли, прислонившись к стене (эффект карточного домика). Из-за плотного объятия подвижность позвоночника у партнерши ограничена, отчего поворот таза в очо и хиро заменяется скрестными шагами. Шаги сплошь короткие, рубленые, под корпусом, много очо кортадо, ведь иначе на переполненном танцполе не разгуляешься. В довершение образа, партнер ступает на всю подошву, как конь или слон, а левый локоть держит близко: моя женщина, не отдам!

Рубен «Milonga» Тербалька показывает, приводя в пример старинные съемки, что лежать на партнере не обязательно, что даже и в таком случае можно вести бедра партнерши на поворот без ущерба для ее поясницы, что внешняя картинка может быть очень разной. Ибо танго милонгеро – это всё, что танцуют милонгерос между собой и для себя, не стараясь произвести впечатление на зрителя. То есть, попросту, социальное танго. Неизменность объятия, постоянный контакт свободной ноги с полом, устойчивость и постоянный уровень опорной ноги (без сгибания в колене), следование за музыкой, а не за выученными связками, уважение к идущим впереди и позади – вот правила старых милонгерос.

Это видео, с поправкой на зрелищность, блистательно показывает эволюцию танго. В нем три номера. Первый отсылает нас к канженге, «прото-танго» земляных полов 1870х – 1930х. На пыльной площадке можно было чертить вензеля ногами, но, рискуя споткнуться, приходилось передвигаться вприпрыжку. Второй танец демонстрирует типичный «карточный домик», отождествляемый с танго милонгеро, которое пришло на смену канженге в 1930-х. Он еще называется танго апиладо (исп. apilar – скирдовать, громоздить штабелями, apilarse – толпиться). И, наконец, в третьей части видео мы наблюдаем салон после 1940-х.

https://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=ybmsqlKHSr4

Танго-салон tango de salon

Когда в начале 1900-х танго вошло в приличные дома, установились строгие правила. Никаких фигур, только элегантные шаги и повороты. Никаких прижиманий: между стройными корпусами остается небольшой просвет. Никакой кабатчины – стопа не поднимается выше уровня колена, «ласкает пол». Никакого фанфаронства – только качество и деликатность. Это называлось танго лисо (исп. гладкое, вылизанное).

Ограничение «стопа не выше колена» до сих пор действует в соревнованиях по категории «танго-салон», а всяким поддержкам, прыжкам и прочей постановочной хореографии отводится место в номинации «сценическое танго» (tango escenario).

Но это же скучно, – решили продвинутые танцоры еще в 30-х, – и к 1940-м все фигуры из танго орижеро (исп. orilla – окраина), придуманные босяками полвека назад, обрели облагороженные очертания, в которых и остались процветать. Фигуры именовались cortes, так как прерывали течение шага-прогулки. Соответственно, было tango con cortes для сцены и media corte elegante для салонного применения.

Нынче салон бывает и в открытом, и в закрытом объятии, и даже в V-образном (партнерша смещена влево под углом к правому боку партнера, для удобства вращения на общей оси в закрытую сторону объятия). Рафинированный салон отличается постоянством выбранной дистанции в паре, где каждый отвечает за собственный баланс. Чувство присутствия в объятии не сосредоточено в груди, а равномерно распределено между грудью и спиной, из-за этого тонус рук критически важен для обмена информацией. У шага расширяется диапазон длины и темпа, появляется фаза проекции. Перемещение веса над полом и вращение делаются управляемыми в каждый момент процесса. Ничто не ограничивает спиральную динамику в теле. Всё это придает движениям томную котоватость.

 Просто, да? Салон – самый сложный стиль. Кто научится салону, станцует любое танго. Орасио Годой

Танго нуэво tango nuevo

А потом пришел миллениум высоких технологий. И пришли два другана – Фабиан Салас и Густаво Навейра, и разобрали танго с фигурами на составляющие, и стали с этим конструктором экспериментировать, чтобы удобнее было преподавать. Тему подхватили Хулио Бальмаседа и Чичо. Оказалось, если позволить больше эластичности объятию, эксплуатировать инерцию активных шагов, ощущать тело как систему подвижно связанных объемов и весов, подчеркнуть фазы импульса и расслабления, поиграть с уровнем в коленях, из равновесия на своих осях выходить в равновесие вне осей, – то нога полетит выше, талия скрутится круче, а на принципе маятника (волькада) и центробежной силе (кольгада) можно будет кататься, как на качелях-каруселях, чуть ли не в каждом шаге.

И понеслось! Нуэво быстрое, нуэво медленное, салон различной степени нуэвистости. Новые возможности для тех, кто хорошо усвоил классическую базу. Индульгенция для тех, кто не хотел стоять, ходить, махать и скручиваться по-традиционному, – не научился и в новом стиле, чем изрядно подпортил ему репутацию.

Ситуация типичная для современного искусства. Чтобы «я так вижу» не читалось как «иначе не умею», а приличные партнерши и партнеры не стеснялись с вами танцевать… граждане юные гении! Раньше гипсовых торсов и портретов с натуры, пожалуйста-пожалуйста, не беритесь рисовать Гернику. На иные милонги в Европе просто больно смотреть. Не умея толком стоять на ногах и вкусно обниматься, пары видят себя равными Чичо с Хуаной или Мурату с Мишелью из этого ролика, а на выходе получается что-то примерно такое. «Знаешь, Изя, то, что ми считали за оргазм, так это была астма…»

Отметим вслед за режиссером Сокуровым, что чем больше в искусстве канонов, тем дольше оно живет во времени, будоража внимание и воображение. Подтверждения – повсюду, будь то японская гравюра или реконструкция доспехов. Канон дает творцу точку опоры, и ничто так не пробуждает индивидуальность, как обыгрывание ограничений (запрети ученику уводить партнершу с опорной ноги, и он придумает фигуры, о которых раньше не подозревал).

Мы в Aliento del Tango уважаем все стили, но тяготеем к канону классического танго на границе милонгеро и салона, в котором, чтобы получить «тангазм», не обязательно завязываться узлом. Ласковые объятия, летучие шаги и бисерные шажочки, смакующие богатство музыки, сочные очо, острые болео, мягкие сакады, щегольской флирт на уровне стоп, редкое дразнящее энганчо, но такое, чтоб запомнилось…

Даже маститые мастера шоу вам подтвердят, что для счастья на милонге нужно не так уж много движений. Главное – не ЧТО, а КАК и ЗАЧЕМ.

https://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=LslfPMeoM9A

Оригинал статьи: https://alientodeltango.wordpress.com/2012/12/20/styles/

 

Copyright 2011. Joomla 1.7 templates free. Уроки танго (с) 2012