Материалы

История развития музыки аргентинского танго.

По материалам лекций Рубена Тербалька. Автор – Надежда Черноусова.

Зарождение танго. Старая гвардия.

Точкой отсчета зарождения аргентинского танго можно назвать 1880 год, когда волна иммигрантов из Европы (в основном, Испания и Италия), привезли с собой на берега реки Rio de la Plata ритм хабанеры.

В те времена в Аргентине танцевали польку, мазурку, милонгу кампера (т.е. сельскую милонгу) и другие фольклорные танцы, у негров было популярно кандомбе и канженге.

Примерно в 1865 году сформировался состав уличного танго-оркестра, основными инструментами в котором были флейта, гитара и скрипка.

В это время моду задавали так называемые «компадритос» (см. лекцию о стилях танго). Шумные, яркие, они старались перещеголять друг друга на танцах, придумывали разные «фишечки» с ногами. А музыканты, вдохновленные их игрой, создали мелодию, смешав ритмы хабанеры и сельской милонги. Вот этот микс хабанеры и милонги можно назвать первым танго.

Музыка и музыканты, популярные в период с 1870 по 1935 года, называются «старая гвардия» - Guardia Vieja

Становление танго. Новая гвардия.

Началом периода «новой гвардии» - Guardia Nuevo – считается 1917 год – год создания танго всех танго – La Cumparsita. Для аргентинцев это танго – наивысшее, самое лучшее танго, поэтому именно им принято заканчивать милонги – вечера аргентинского танго, - потому что после него уже ставить нечего.

В это же время появляется и первая серьезная танго лирика. До этого пели либо шутливые частушки, либо испанские куплеты. Танго, существовавшее до сих пор (без лирики) называлось Tango Lita.

Gardel color Карлос Гардель – без этого имени невозможно представить себе танго. Именно этот певец сделал танго популярным во всем мире. Он первый начал петь в особой, лирической манере, в которой до него не пел никто, фактически он окончательно сформировал стиль танго. Своим голосом, манерой исполнения, своим внешним видом – он олицетворял ТАНГО. Гардель создал образ Певца Танго – Cantor de tango. До этого никто не пел танго, были уличные певцы, певшие популярные песни – cantor de national.

Ярким примером первой танго-лирики можно считать песню “Mi noche triste”, которую написал для Гарделя Паскуаль Контурси (Pascqual Contursi). Родом из Италии, Контурси взял для своего танго структуру традиционной итальянской песни - канзонеты, что привнесло в танго особую меланхолию.

С 1917 года музыканты и певцы стали петь не только на улицах, но и в помещении – в борделях. В те времена бордели были своеобразными культурными центрами, куда приходили представители разных слоев общества: креолы, индейцы, негры, солдаты и иммигранты, а также аристократия. Бордели были богатыми и могли позволить нанимать целые оркестры. Появились первые танго-оркестры оrquesta tipica. Гитара, использовавшаяся в уличных оркестрах «старой гвардии», была полностью замещена фортепиано, а флейта – бандонеоном. Хотя иногда можно было встретить в одном оркестре и флейту, и бандонеон.

bandoneonБандонеон – инструмент «новой гвардии», символ танго. Эта небольшая гармошка, созданная в Германии как заменитель органа, чтобы играть мессы в маленьких церквях, с приездом в Аргентину получила новую жизнь. Своим неповторимым звучанием бандонеон сделал музыку танго богаче, наполненнее, добавил в танго характерную ритмику и нежную лирику.

Первым известным танго оркестром был оркестр Роберто Фирпо (старшего). Итальянский иммигрант, у себя на родине он получил музыкальное образование и передал эти знания своим музыкантам. Практически все, кто играли до него, были самоучками без академических знаний.

Еще одним известным композитором и создателем оркестра был Хулио де Каро (Julio de Caro). Его семья была очень богатой, он получил классическое музыкальное образование по классу фортепиано. Родители готовили своему сыну хорошую карьеру. Но, Хулио увлекся танго. А в то время танго для высшего сословия было под запретом, для них это был грязный танец, из борделя. Однажды, где-то в году 1922-м, отец застал 15-летнего сына играющим танго и выгнал из дома. Сын не отчаялся, пошел в бар, стоявший на углу напротив их дома, и стал играть танго. Его игра так всем понравилась, что он тут же получил предложение о работе.

Хулио де Каро внес большой вклад в развитие танго музыки, так как он первым начал делать аранжировки для своего оркестра. До этого времени музыканты «старой гвардии» играли параллельно. Хулио де Каро, используя знания аранжировки классической музыки, дал возможность инструментам в своем оркестре вести диалог.

Аранжировки в танго стали настоящей революцией «quardia nuevo».

Танго музыка «старой гвардии» была только для танцоров, музыка уличных певцов – только для слушателей. С Хулио де Каро появляется танго как для танцевания, так и для слушания – tango romansa. Хулио де Каро был необычайно популярен, так как удовлетворял культурные потребности современников, фактически он был выразителем культуры в Буэнос Айресе того времени.

Потом появился Освальдо Пуглиезе. Вначале он был лишь последователем Де Каро, но вскоре превзошел его по своей популярности. Также влияние Де Каро можно увидеть у Альфредо Гоби и Аннибала Тройло.

Франциско Канаро – самый «плодовитый» композитор. Он активно играл и в период старой гвардии, и во времена новой гвардии и «золотого века» танго. По разным оценкам, существует от 3500 до 7000 выполненных им записей.

«Золотая эра» танго

at1В 1925-30х гг экономический кризис в США затронул Аргентину. Для танго настало черное время, не было денег на оркестры, а в обществе царила депрессия. В это время было не до танго. Танго стало возрождаться примерно в 1937 году и период с 1937 по 1959 год называют «Золотым веком» или «золотой эрой» танго.

Появилось множество оркестров, танго звучало повсюду: на радио, на улицах, в барах и ресторанах. Его танцевали практически все. Новая волна иммигрантов наполнила танцевальные залы людьми, искавшими общения и теплоты.

Хуан Д’Ариенцо (Juan D'Arienzo)top of the top – «король ритма» – самый популярный дирижер и композитор того времени. Да и сейчас его музыка не оставляет никого равнодушным. (вот одно из редких видео, где он дирижирует своим оркестром)

Он возродил танго, привнеся в его лирику более быстрые ритмы, характерные для прошлых лет. Его стиль был настолько популярен, что многие оркестры того времени старались подражать ему, включая таких грандов, как Ди Сарли и Тройло.

Другие популярные оркестры «Золотого века»:

Carlos Di Sarli

Anibal Troilo

Osvaldo Fresedo

Alfredo Gobbi

Ricardo Malerba

Angel D’Agostino

Ricardo Tanturi

Rodolfo Biagi

Miguel Calo

Lucio Demare

Alfredo DeAngelis

Osvaldo Pugliese

Pedro Laurens

Pedro Maffia 

Francisco Canaro

В этот период появился новый тип оркестра – оркестр+певец cantor orquesta, где голос использовался как дополнительный музыкальный инструмент. В отличие от оркестр+солист, где певец был солистом, а оркестр лишь ему аккомпанировал (яркий пример – Карлос Гардель)

Примеры оркестров-певцов:

Alberto Castillo с оркестром Tanturi

Anjel Vargas с оркестром D’Angelis

Mundo Rivero и Francisco Fiorentino с оркестром Troilo

Эти певцы могли выступать и как солисты, но тогда они выступали только для слушателей, не для танцоров.

Примечательно, что женский вокал никогда не использовался для танцевания на милонге. Было много популярных певиц, таких как Ада Фалькон, Малена, Либертад Ламарке и др., которые выступали с оркестрами, но только на концертах или в записях. На милонгах они не пели или, если даже и пели, то как музыкальная пауза, во время которой никто не танцевал. Эта традиция тесно связана с историей и культурой танго. Танго – мужской танец, в котором ведет мужчина. А мужчину ведет музыка, которую он слышит и голос певца. Аргентинец не может позволить, чтобы его вел женский голос, т.е. женщина, - это противоестественно.

После 1955-59 годов танго утратило свою популярность как социальный танец. Молодежь увлеклась джазом, буги-вуги, танго оркестры распались, так как работу для них найти было все сложнее, и наступил закат танго. Некоторые оркестры еще пытались остаться на плаву, например, оркестр Тройло, но они играли музыку только для записей на радио, телевидения и различных шоу, а не для танцевания. То же самое и с оркестром Пуглиезе – они собирались вместе только, если появлялась разовая работа, а потом расходились каждый сам по себе. Поэтому наилучший период у Пуглиезе для танцоров – это записи 40-х и начала 50-х гг. Более поздняя его музыка очень сложная для танцевания.

После того, как танго потеряло свою популярность в Буэнос Айресе, его еще какое-то время продолжали играть и танцевать в районе Rosario более 17 лет.

Окончание «золотого века» и закат танго связывают со смертью Карлоса ди Сарли. После него уже не было ни оркестров, ни композиций, которые бы хоть немного приблизились по своей популярности к оркестрам тех лет.

Видео, где рассказывается об истории развития музыки танго и показаны стили основных популярных танго оркестров "золотого века" танго: http://youtu.be/44SqzyUHn2k

При перепечатке данного материала ссылка на автора и источник обязательна!

Copyright 2011. Joomla 1.7 templates free. Уроки танго (с) 2012